новости

МТК "Север - Юг"

2022-10-07 14:20

Несмотря на то, что с момента подписания соглашения о создании мультимодального международного транспортного коридора «Север – Юг» прошло двадцать лет, коридор до сих пор не заработал. Однако, на сегодняшний день, есть ряд факторов, способствующих успешному функционированию МТК «Север – Юг». В их число входят взаимодействия ЕАЭС с Индией, Ираном и другими странами Южной Азии и Персидского залива, наличие значительного потенциала сопряжения МТК «Север – Юг» с широтными транспортными маршрутами.

Мультимодальный МТК «Север – Юг» связывает скандинавские страны и северо-западную часть ЕАЭС с государствами Персидского залива и Индийского океана через страны Кавказа и Средней Азии. Коридор включает инфраструктуру железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и речного транспорта.
Главное преимущество МТК «Север – Юг» перед другими маршрутами, заключается в значительном сокращении временных затрат на осуществление перевозок. Сокращение сроков доставки является критически важным фактором для целого ряда товаров – продовольствия, изделий из текстиля, бытовой техники, электроники.
Основными товарными категориями МТК «Север – Юг», пригодными для контейнеризации на данный момент, являются продовольствие (за исключением зерна и масла наливом), металлы (чёрные и цветные, изделия из металлов), древесина, изделия из дерева, бумага, машины и оборудование, минеральные удобрения, текстиль, текстильные изделия и обувь и другое.
Будущее контейнерных перевозок по МТК «Север – Юг» представляет значительный интерес для государств – членов ЕАЭС. Развитие перевозок между ними и странами Южной Азии и Персидского залива может обеспечить от 245 тысяч ДФЭ до 501 тысячи ДФЭ к 2030 году (от 4,4 миллиона тонн до 9 миллионов тонн), или порядка 75 процентов потенциального объёма контейнерных железнодорожных перевозок. Основной вклад в потенциальный объём контейнерных железнодорожных перевозок внесут грузовые потоки ЕАЭС с Азербайджаном, Ираном, Индией и Пакистаном. Значительным для стран ЕАЭС является также благоприятный эффект сопряжения МТК «Север – Юг» с широтным железнодорожным маршрутом Баку – Тбилиси – Карс. В результате такой стыковки становится возможным развитие железнодорожных контейнерных перевозок между ЕАЭС, Грузией и Турцией.
Все три маршрута следования МТК «Север – Юг» имеют значение для реализации транспортно-транзитного потенциала. Однако наибольшие возможности связаны с развитием двух железнодорожных маршрутов – Западного и Восточного, удельный вес которых составляет соответственно порядка 60 и 24 процентов потенциала контейнерных грузопотоков.
В перспективе МТК «Север – Юг» может стать коридором развития для ЕАЭС. Так, помимо увеличения объёмов торговли, развитие МТК «Север – Юг» содействует строительству индустриальных парков, специальных экономических зон вдоль транзитного пути, а также производственной кооперации и выстраиванию производственно-логистических цепочек с крупными развивающимися странами Персидского залива и Индийского океана.